Вова (vova_91) wrote,
Вова
vova_91

Королевский дворец в Амстердаме



Первый камень Амстердамской городской ратуши, сегодня известной нам как Королевский Дворец, был заложен в октябре 1648 года. Ровно восемь месяцев до этого закончилась война с испанцами длившаяся долгое время, и строительство, запланированное городом парой лет раньше, наконец могло начаться.
Бургомистры уже долгое время хотели построить в городе новую ратушу, так как в старом здании правительству быстро разраставшегося города не хватало места. Здание много раз увеличивали за счет окружающих строений, но выглядело оно хаотично и бедно, создавая Амстердаму плохой имидж.



Но постройке новой ратуши постоянно что-то мешало. Сначала население города очень негативно отнеслось к планам правительства освободить место для здания, снеся дома в центре густонаселенного Амстердама. После того как разобрались с жителями, оказалось что все финансы уходили на войну с Испанией. Строительство все откладывалось и откладывалось. Поэтому мы можем не удивляться тому, что разобравшись с испанцами и собрав сразу появившиеся деньги, голландцы тут же приступили к строительству.



Быстрый рост населения и казны, также как и растущее влияние города на мировую политику предполагали, что здание, представляющее город , должно было стать действительно роскошным и неповторимым. Ратуша должна была показать всему миру величие и богатство Амстердама, являвшегося по мнению голландцев центром вселенной.



Жители Голландии сравнивали свою столицу с древним Римом. По образу Рима Амстердамом правили четверо бургомистров, выбранных из уважаемых купеческих семей . «Только так можно было привести город к процветанию»- говорили голландцы- «Ведь правление короля или императора только вредит процветанию народа. А правительство, выбранное из самых богатых и уважаемых, наоборот улучшит экономическую ситуацию в городе».



То, что бургомистры правили городом не постоянно, а комбинируя это со своими купеческими или банкирскими делами, не мешало им видеть себя наследниками Римских консулов.



Регенты правили городом осознанно и независимо от остальных провинций Республик. Город являлся экономическим центром страны и по большей части имел очень крепкую политическую власть. Именно деньгами Амстердама оплачивались все военные расходы. Но осознание своей власти проявлялось не только в независимости города. Ходили слухи о гордыне правителей Амстердама. Они многократно, не жалея на это денег, заказывали свои портреты и скульптуры у лучших мастеров страны. Время, не пожалевшее великих людей, не тронуло произведения искусства и мы и поныне можем увидеть бургомистров разодетых в богатые одежды на десятках картин.



Учитывая все это, можно понять что архитектора для ратуши выбирали тщательно. Выбор пал на Якоба ван Кампен – именно его проект понравился бургомистрам больше всего. По официальной теории его проект, показанный в огромном количестве рисунков и миниатюр впечатлил бургомистров, и показал им тонкий ум архитектора. Но несомненно на их выбор повлияло и то, что Якоб происходил из старой, уважаемой семьи. Очень долго шли споры о бюджете и предполагаемом размере ратуши. В результате здание было построено в светлых тонах и строгом классическом стиле, и не только радовало глаз, но и было переполнено аллегориями и глубокими философскими идеями, воплощенными в камне. Именно аллегории и были использованы в качестве защиты проекта- стоил он огромную сумму денег и многие не хотели тратить такие средства на богатые украшения здания. Но сторонники проекта утверждали что все картины и рельефы были не лишней роскошью но служили высшей цели- показать людям устройство мира. Для этой высокой цели даже скупым Голландцем не было жалко денег и в планировке ратуши были использованы пропорции и идеи которые по теориям того времени были использованы Богом при сотворении мира.



Жители города на самом деле были совсем не против такой роскоши и искренне гордились новой ратушей. Именно из этой гордости и родилось утверждение что ратуша являлась ничем иным как восьмым чудом света.



В 1669 году, вид центра города с его новой ратушей заставили итальянского принца написать следующие строки: «В Амстердаме торговля процветает больше, чем в каком либо другом городе мира. Чужаки, впервые прибывшие в город, с открытыми ртами смотрят на богатства города, которые кажется были привезены со всего света. Каждый, кто узреет нынешний Амстердам удивится тому как маленький городишко так быстро успел разрастись и стать таким богатым и прекрасным.»



Якоб ван Кампен собрал лучших мастеров со всей страны чтобы украсить эту жемчужину Амстердама. В проекте невообразимого размаха принимали участие художники, скульпторы, поэты, плотники. К сожалению, три века спустя, часть значений старинных аллегорий являются для нас навеки потерянными- там, где в 17-том веке люди без труда видели связь и понимали сокрытую идею, мы сейчас видим только отдельные элементы.



Но как же ратуша стала дворцом? Произошло это в 1808 году, когда Луи Бонапарт, брат Наполеона Бонапарта, который на тот момент уже два года правил страной, решил сменить место жительства и выбрал в качестве нового дома Амстердамскую ратушу.



Двадцатисемилетний Луи прибыл в обедневшую страну, пробудившую в нем сочувствие. Несмотря на запрет своего брата-императора он разрешал жителям страны торговать с Англией, которая была врагом французов и которую французский император хотел экономически изолировать от остальной Европы. С приездом в Амстердам Луи из ратуши выселили все правительство города. Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране было разумно не передислоцировать находящийся в здании обменный банк. Эта ситуация была абсолютно уникальной в мире — Королевский дворец в здании которого находился обменный банк.



Дорогостоящий интерьер, включающий в себя мебель в стиле ампир дает представление о том, как ратуша, в которой ранее находилось правление города, было превращено в роскошный королевский дворец. Всегда стремившийся к реформам Луи разумно правил обедневшим городом. Им была решена проблема питьевой воды, он очистил заросшую тиной гавань и каналы, запретил хоронить мертвых в пределах города. Вот только здание весовой на площади перед дворцом было сочтено не достаточно красивым и было снесено несмотря на протесты жителей.



Но терпения Наполеона хватило не надолго, и Луи пришлось в спешке покинуть страну, остаток своей жизни проведя в воспоминаниях о тех годах, когда он был королем Голландии. Амстердам еще некоторое время оставался третьей столицей империи Наполеона после Парижа и Рима. Почти вся дорогостоящая мебель так и осталась во дворце, и является одной из самых больших и лучше всего сохранившихся коллекций мебели в стиле ампир в мире.

В 1813 году Принц Вильгельм Оранский, ставший позже королем Вильгельмом Первым дворец городу. Но вскоре после коронации он, понял что ему необходима резиденция в столице. Муниципалитет города по его просьбе предоставил бывшую ратушу в распоряжение короля.



В 1936 году город Амстердам продал бывшую ратушу правительству Нидерландов. После долгих споров правительство города пришло к выводу, что здание больше не подходит в качестве ратуши. Кроме того требовалась серьезная реставрация, для того чтобы восстановить здание в его былом величии. Здание использовалось королевой Вильгельминой, которая именно здесь отмечала в 1938 году сорокалетнюю годовщину своего правления.



Амстердамский Королевский Дворец является одним из трех дворцов которые до сих пор используются Королевской семьей. Сейчас его используют для различных официальных приемов. Так же тут ежегодно проводятся церемонии награждения.



В то время когда королевская семья не использует здание, оно открыто для посещения. Кроме того дважды в год тут проводятся выставки, открытые для широкой публики.



источник


Tags: текст
Subscribe
Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments