?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Подводный истребитель-перехватчик: утерянная жар-птица или дорогостоящая ошибка?
vova_91




В начале 80-х годов одна из советских атомных подводный лодок, действовавшая в Северной Атлантике, установила своеобразный рекорд, в течение 22 часов осуществляя слежение за атомоходом «потенциального противника», находясь в его кормовом секторе. Несмотря на отчаянные попытки командира НАТОвской лодки изменить ситуацию, сбросить противника «с хвоста» так и не удалось: слежение было прекращено лишь после получения соответствующего приказания с берега.






Но сбросить с хвоста - этого мало, надо еще зайти в кормовые курсовые углы (т. е. в зону гидроакустической тени), особо благоприятные для осуществления скрытного слежения и нанесения внезапного торпедного удара. Скорость, сравнимая со скоростью противолодочных торпед, возможность разогнаться с нуля до самого полного в течение одной минуты, а главное - способность совершить циркуляцию (разворот на 180 градусов) буквально на «пятачке» не оставляла противнику никаких шансов... Надо ли говорить, что этот случай произошел с ПЛА проекта 705 - пожалуй самым ярким и неоднозначным кораблем в истории отечественного подводного кораблестроения?



Оценки этой ПЛА ведущими российскими специалистами охватывают диапазон от восторженных («утерянная жар-птица») до резко негативных («провал», «дорогостоящая ошибка»)...

Толчком к созданию подлодок проекта 705 послужило предложение одного из ведущих специалистов СКБ-142 А.Б. Петрова о создании малогабаритной одновальной комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный «подводный истребитель-перехватчик», располагая скоростью подводного хода, превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном обнаружении неприятельской торпедной атаки ПЛА должна была уходить от торпед, предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.



Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т) в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый набор скорости и высокую маневренность. ПЛА должна была собственным ходом в считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения «домой» самостоятельно швартоваться. Наличие реактора с жидко-металлическим теплоносителем способствовало тому, что лодка могла выйти в море практически сразу после получения приказа - ректор был в постоянно "заведеннном" состоянии, иначе ЖМТ просто застыл бы. А вот на моем корабле (проект 667Б), что бы "завести" реактор до необходимой мощности, требовалось порядка полу суток.



После весьма бурных дебатов с участием представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда существенных изменений, идея подобной ПЛА была поддержана руководством Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков.

Техническое предложение по проекту было подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки проекта 705. 25 мая 1961 г. появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и правил военного кораблестроения. Это в значительной степени «развязало руки» создателям новой ПЛА, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые, опережающие время технические решения.



Работу по пр.705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П. Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Создание ПЛА проекта 705 стало, по словам секретаря ЦК КПСС (будущего Министра обороны) Д.Ф. Устинова, курировшего оборонную промышленность, «общенациональной задачей». К участию в программе привлекли мощные научные силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.



Наибольшую трудность при проектировании ПЛА пр.705 составляло удержание водоизмещения корабля в пределах 1500...2000 т и достижение высокой скорости. Для достижения заданной 40-узловой скорости при ограниченном водоизмещении требовалась высоконапряженная, обладающая большой агрегатной мощностью энергетическая установка. После исследования различных схем ГЭУ (в частности, рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу газовой турбины) было решено остановиться на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Расчеты показывали, что установка с ЖМТ по сравнению с ГЭУ, имеющей традиционный водоводяной реактор, обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.



Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ «Гидропресс». Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.

Одновременно проектировалось два альтернативных типа АЭУ: ОКБ «Гидропресс» под руководством главного конструктора В.В. Стекольникова создавалась БМ-40/А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя паропроводами и тремя циркуляционными насосами).



В качестве корпусного материала было решено использовать титановый сплав, разработанный ЦНИИ металлургии и сварки под руководством академика И.В.Горынина. Титановые сплавы применялись и для изготовления других элементов конструкции и корабельных систем.

Для ПЛА проекта 705 создавались новые боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники 60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж ПЛА до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических бомбардировщиков 1940-50-х годов. В результате было принято революционное для своего времени решение о создании для ПЛА комплексной автоматизированной системы управления. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») для корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Аккорд», позволившая сосредоточить все управление ПЛА на центральном посту.



В ходе проектирования число отсеков прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана). Уменьшение экипажа обусловило и более жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения необходимости его обслуживания в течение всего плавания.

Тщательная отработка гидродинамических обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского под руководством К.К. Федяевского. Принимался ряд мер по снижению физических полей корабля, а также повышению его взрывостойкости за счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации. Было решено применить электрооборудование на переменном токе с частой 400 Гц (по сравнению с 50 Гц на отечественных ПЛА других проектов), что обеспечивало резкое улучшение весогабаритных параметров оборудования.



ПЛА проекта 705 (705-К) предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана, включая Арктику.

Подводная лодка проекта 705 (705-К) двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из титанового сплава, по всей длине представлял собой тело вращения. Ограждение рубки «лимузинного» типа (его обводы, плавно сопрягающиеся с обводами корпуса корабля, были отработаны гидродинамиками ЦАГИ). Прочный корпус разделялся поперечными переборками на шесть водонепрницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.

Лодка (впервые в мире) была оснащена всплывающей рубкой, предназначенной для спасения одновременно всего экипажа «сухим» способом при всплытии с глубины вплоть до предельной, при больших величинах крена и дифферента.









Паропроизводящая установка ОК-550 (затем – БМ-40А) мощностью 150 000 кВт однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура был использован эвтектический сплав свинец-висмут. Паротурбинная установка ОК-7 (затем ОК-7К) – одновальная, блочной конструкции. Турбозубчатый агрегат смонтирован на новой системе амортизации, а наиболее шумные механизмы установлены на пневматических амортизаторах. На лодке было установлено два вспомогательных движительных комплекса (2 х 100 кВт), размещенных в герметических гондолах на концах горизонтальных стабилизаторов и снабженных гребными винтами с поворотными лопастями. Имелись два синхронных генератора переменного трехфазного тока (2 х 1500 кВт, 400 В, впервые применена повышенная частота тока 400 Гц). Каждый генератор обеспечивал энергией всех потребителей своего борта. Установлена вспомогательная дизельгенераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная батарея из 112 элементов.

Управление подводной лодкой, ее боевыми и техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта. Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного управления техническими средствами и движением.



Размещение личного состава по готовности №2 в ГКП ПЛА пр.705



Пульты движения и общекорабельных систем




Пульты командира, оружия и информации



Пульты радиосвязи и радиоразведки







Пульт штурмана


Несение постоянных вахт у отдельных механизмов и устройств не было предусмотрено; по готовности №1 и №2 производился лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.

Для программного, автоматического и ручного управления движением и стабилизацией ПЛА по курсу на ходу, а также по глубине погружения (на ходу и без хода) служила система «Боксит». Автоматическая дифферентовка на ходу производилась при помощи системы «Тан». Управление и контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой «Ритм».

Лодка была оснащена, также:

• боевой информационной управляющей системой «Аккорд»;

• автоматизированным комплексом гидроакустических средств «Океан»;

• автоматизированным комплексом автономных средств навигации «Сож»;

• системой автоматического управления оружием «Сарган»;

• автоматической системой радиационного контроля «Альфа»;

• автоматизированным комплексом средств радиосвязи «Молния»;

• телевизионно-оптическим комплексом ТВ-1;

• радиолокационной станцией «Бухта»;

• универсальным перископом «Сигнал»;

• системой единого времени «Платан»;

• системой внутрикорабельной связи «Эллипсоид».

Жилые, медицинские и санитарные помещения были расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и провизионные помещения на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволла одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.

Торпедное вооружение включило шесть гидравлических 533-мм ТА, расположенных в носовой части корпуса, с гидравлическими устройствами перезарядки. Боекомплект состоял из 18 торпед, вместо части которых могли приниматься морские мины. На ПЛА пр.705 впервые были применены пневмо-гидравлические ТА, обеспечивающие стрельбу во всем диапазоне глубины погружения





Новые ПЛА, получившие у моряков прозвище «автоматы», а у «потенциального противника» кодовое наименование ALFA CLASS, вскоре стали довольно популярными на флоте кораблями. Сильное впечатление производили не только рекордно высокие характеристики лодки (достоверно известные, впрочем, лишь узкому кругу «посвященных»), но и эстетическое совершенство форм атомохода.

Обладая максимальной скоростью хода, сопоставимой со скоростью противолодочных и универсальных торпед «потенциальных противников», ПЛА проекта 705-К, благодаря особенностям своей энергетической установки (не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами), могли развить полный ход в течение минуты, имея почти «самолетные» разгонные характеристики. Большая скорость позволяла быстро зайти в «теневой» сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно «Альфа» и была обнаружена гидроакустиками противника.



Высокие скоростные и маневренные характеристики ПЛА пр.705 позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в обратном направлении. По словам командиров ПЛА проекта 705 А.У. Аббасова и А.Ф. Загрядского, подобный маневр позволял при постепенном наборе скорости до полной и одновременном выполнении циркуляции с изменением глубины погружения заставлять следящего за ними в режиме шумопеленгания противника терять цель, а советской ПЛА «по истребительному» заходить ему «в хвост».



Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение гидроакустических сигналов, что затрудняло атаку «Альфы» кораблями противника, использующими ГАС в активном режиме. Большая глубина погружения затрудняла применение по ПЛА обычных противолодочных средств.

После неудачной эксплуатации головной ПЛА «К-64» пр.705 в проект были внесены некоторые доработки. В частности, вместо паропроизводящей установки ОК-550, на «корректированном» пр. 705-К (шифр «Лира») была применена ППУ БМ-40А. Эта установка была более надежной. По измененному проекту лодки строились уже серийно: три в Северодвинске и три – в Ленинграде до 1981 года.



Строительство опытной подводной лодки проекта 705 («К-64») с атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского Адмиралтейского объединения 2.06.1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен на воду. В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и 31.12.1971 г. вступил в строй Севернорго флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.

Однако лодку преследовали неудачи. В период швартовных испытаний вышла из строя одна из автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса. Тем не менее, в 1972 году была сдана курсовая задача №1. При подготовке к выходу в море для отработки курсовой задачи №2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Все меры по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге теплоноситель полностью застыл и реактор был заглушен. 19.08.1974 г. «К-64» была выведена из боевого состава и превращена впоследствии в стенд-тренажер для использования в опытовых и учебных целях.



Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнеших работ по лодкам, уже заложеннымк этому времени до выяснения и устранения причин выхода из строя первого контура реактора. Неудача с головным кораблем на длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее прекращению. В Северодвинске и Ленинграде начались работы по строительству серии из шести усовершенствованных лодок проекта 705-К (шифр «Лира»).

Гловная ПЛА пр.705-К «К-123» была заложена на СМП в 1967 г. В декабре 1977 г., после завершения заводских и государственных испытаний, лодка «К-123» приступила к отработке курсовых задач боевой подготовки для ввода в состав сил постоянной готовности Северного флота. В 1984 году за успешное освоение принципиально нового типа корабля его командир – капитан 2 ранга А.Ч. Аббасов – был удостоен звания Герой Советского Союза, а А.С. Пушкину (командиру «несостоявшейся» «К-64») был вручен орден Ленина.



Вторая лодка пр.705-К строилась с 1968 по 1978 гг., третья – с 1969 по 1978 гг., четвертая – с 1972 по 1979 гг., пятая – с 1972 по 1981 гг. и шестая – с 1975 по 1981 гг. Последний, седьмой корабль в серии (если считать и первую опытную лодку – то восьмой), был разобран на стапеле.

В ходе эксплуатации лодок пр.705 проекта проявились существенные недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя, постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей ПЛА «морского» и «берегового», обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание ПЛА при нахождении ее на базе.



К слову сказать, не знаю как у американцев с их «золотыми» и «голубыми» экипажами, а у нас второй экипаж - бич божий. Правда, у нас он был не просто технический, ему еще иногда и в море разрешали выходить. Лучшеб они этого не делали! Да простят меня эти ребята, но у нас на корабле даже шутка ходила: «Ахтунг, ахтунг! Всем плавсредствам немедленно укрыться в бухтах - в море выходит (фамилию командира называть не буду - ни к чему это)!» Этим мареманам мне приходилось сдавать корабль дважды. Так первый раз они едва не сожгли 6-й (дизельный) отсек, а второй устроили нам маленький Чернобыль - течь первого контура. В результате вместо отпусков нам пришлось идти в Северодвинск на дезактивацию и ремонт реактора.



С семьсотпятыми вообще маразм какой-то получился. Помимо экипажей ПЛ дивизия располагала техническими экипажами. Первый технический экипаж называли «технический полк», потому что было задействовано большое количество личного состава – офицеров, мичманов и матросов. Первоначально один большой технический экипаж должен был обслуживать все лодки пр.705. Потом поняли, что есть специфика пр.705 и 705К. Тогда его разделили на две части. Но потом начался «колхоз»: матросы обслуживают три корабля сразу, и, следовательно, для них нет «родной» лодки – что тот, что этот, все едино. Если какая неисправность – снял матчасть с одного, поставил на другой. В море-то не им идти. Поэтому этот техэкипаж снова разделили на три части, и каждому кораблю придали свой техэкипаж.

Техэкипаж насчитывал около 90 человек. Постепенно происходила ротация. Молодой лейтенант сначала направлялся в техэкипаж, пообслуживал в базе лодку, изучил матчасть – берут в плавающий. Он растет дальше. Но были и такие, что не хотели в плавающий экипаж – и пряником в море не заманишь, и трактором не затащишь. Им нравилось на берегу, в техэкипаже.

Плавающий и техэкипаж на берегу работали вместе. Офицеры стояли вахты. Невозможно было обеспечить бесперебойную подачу пара для обогрева реактора. На турбогенераторный режим не выходили, но ядерная реакция шла на минимально контролируемом уровне, и теплом реакции деления поддерживали сплав в жидком состоянии. У офицеров техэкипажа не было таких навыков, поэтому, приходя с моря, весь 1-й дивизион («управленцы») часто нес вахту на пульте и в базе. Потом пытались использовать свой электрокотел (питание шло с берега), чтобы выработать пар и обогреть реакторы, но из этого ничего не получалось и приходилось стоять с работающей АЭУ, поэтому ресурс A3 быстро вырабатывался.

Сложно было содержать лодку в базе, а уровень матросов снизился до того, что матросу 1-го года службы можно было доверить только приборку – лишь на 2-й год он начинал что-то понимать. Матросы-торпедисты из БЧ-3 техэкипажа часто ходили в море на стрельбу практическими торпедами (потому что практическая торпеда бралась на стеллаж лодки, в море ее надо было загрузить в ТА, а в автоматическом режиме это сделать было нельзя, требовалось быть у местного поста в отсеке). Одному помощнику командира ПЛ по оружию было не справиться, поэтому брали матросов, которые помогали, и группу записи. Другие же матросы техэкипажа в море ходили редко.

В результате карьера «Альф», несмотря на их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее «закату» способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования - широкие лампасы в сочетании с широкими карманами не оставляли «Лирам» шансов.

«К-123» вошла в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет: с октября 1983 г. по август 1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные «Альфы» были исключены из состава ВМФ значительно раньше – в 1990 году.

Следует особо отметить, что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за живучесть не был потерян ни один человек.
В процессе работы по проекту 705 планировалось создать три его модификации. ПЛАРК пр.705А, оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом «Аметист», ПЛАРБ пр.687(705Б), оснащенную ракетами комплекса Д-5, ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но все эти лодки так и остались в эскизах.

Ну что еще добавить? За время службы я видел лодки разных проектов, включая «Акулу» - проек 941, печально знаменитые «батоны» - прект 949 и «Комсомолец». До встречи с «Лирой» самыми красивыми считал (не считая родной «букахи», разумеется) подлодки проекта 671. Ну а когда увидел... Знаете, это все равно что сравнивать 24-ю «Волгу» и 600-й «Мерседес». Кстати, наш корабль на их экипаж произвел не меньшее впечатление. Один из офицеров, глядя с пирса на наш мостик и придерживая, чтоб не упала, пилотку только и мог сказать с явным восхищением в голосе: «Ни фига себе сарай!».

А вот разговорить о характеристиках их корабля удавалось не особо. «Какая у вас скорость?» «Да уж побольше, чем у вас!» «А глубина погружения?» «Да уж побольше, чем у вас!» Большего добится было невозможно: как секретили в СССР, особенно от своих - это уже другая история.







источник



Метки:

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
«Ни фига себе сарай!» - во как его озадачили :))

Вот еще один шедевр, "золотой рыбкой" зовут:


Такие лодки истребители могли бы сопровождать обычные ударные лодки ракетоносцы, вопрос необходимой модернизации и уменьшения шумности которых решился бы таким более дешевым образом. Чем перестраивать весь подводный флот, чтобы он не служил мишенями для более тихих американцев, можно было посылать на дежурства старые лодки в сопровождении таких истребителей.

Самый главный грех создателей таких кораблей состоит в том, что они пренебрегли самыми главным достоинствами подводных лодок, а именно - скрытностью и внезапностью. Ведь именно они делают субмарину грозным оружием. А это создание шумит на весь океан. И противник уже за несколько суток знает что его ждет, и с прерпугу такого может натворить! Противолодочные торпеды, от которых субмарина якобы легко убегает - далеко не единственная на них управа. Есть ведь еще ядерные глубинные бомбы. На худой конец. А конец этот - в руках потенциального противника.

Мне нравится читать истории о подлодках. Спасибо.

Удивительные лодки... остаётся только восхищаться ими...

  • 1